Остров Беринга
Это был беспокойный день. Мы с Сергеем отправились фотографировать тупиков и ипаток на островке в океане. Туда доехали без приключений, и гид высадил меня, аккуратно подведя лодку к скале.
Я уже приступил к съёмке, когда погода подвела: начинался шторм, и необходимо было возвращаться. Волна поднималась, и Сергею никак не удавалось пришвартоваться. В итоге решили, что я попробую прыгнуть в лодку. Попытку вряд ли можно было назвать успешной: судно повернуло ветром, и я оказался в воде.
Сложно сказать, кто испугался больше: я или мой «паромщик». Помню, Сергей никак не мог решить, кого спасать первым — меня или фотоаппарат. В итоге сначала вытащили технику, а потом уже и её хозяина. Обошлось, и сейчас я вспоминаю приключение с улыбкой. Хотя температура воды в тот момент не превышала шести градусов...
За новыми фотовпечатлениямия отправился на Северо-Западное лежбище котиков на острове Беринга. Попасть туда непросто: ехать нужно ночью, во время отлива, прокладывая путь квадроциклов по прибрежной полосе. Правда, даже дорога впечатляет: я увидел огромные поля морской капусты, побывал на могиле легендарного мореплавателя, в чью честь названо это место.
Само лежбище поразило прежде всего своими размерами: оно невероятно большое! Когда-то давным-давно люди построили деревянный коридор в самый центр места обитания котиков. Туда-то Сергей, провожатый, меня и отвёл.
Оставшись один, я стал осваиваться: наблюдал за милыми созданиями, а они привыкали ко мне. Первый день ушёл на знакомство: сначала я не очень понравился котикам, но уже к вечеру они стал и проявлять определённый интерес. Спустя сутки доверие ко мне повысилось, а потом животные совсем расслабились: малыши вообще лезли прямо в объектив! Правда, строгая клыкастая мамаша была не столь дружелюбна: периодически она очень агрессивно двигалась на меня. Однажды мне даже пришлось пойти на хитрость: я встал в полный рост и поднял камеру, как бы показывая, что я больше, крупнее. Это подействовало, но и я стал осторожнее: оскал зверя было сложно забыть!
За несколько дней, проведённых в лежбище, я совсем сроднился с котиками. Даже песцы начали приближаться ко мне вплотную: наверное, я пропах морскими обитателями настолько, что белые пушистые лисицы обнюхивали мои сапоги и заглядывали в глаза, словно вопрошая: «Ты кто?»
Однажды в одной экспедиции мне рассказали, что на Командорских островах, ближе к острову Беринга, можно сфотографировать прыгающих китов-горбачей. Перспектива завораживала, и я запланировал фототур в те места. Отправиться туда удалось спустя год, но это получилось незабываемое приключение!
Организованного туризма на острове нет, и мне пришлось применить смекалку: я договорился с местным энтузиастом Сергеем, который пообещал доставить меня к точке съёмки. Представьте на минутку: вдвоём на простой резиновой рыбацкой лодке мы рассекали по Тихому океану от нашего «отеля», домика 3х4 метра, до места обитания огромных млекопитающих.
Каждый день мы просыпались в надежде, что море окажется спокойным, и когда шторма и вправду не было, мы отходили на пять-шесть километров от берега в погоне за китами-горбачами. Однако фортуна как будто отвернулась от нас: обитатели глубин упорно не хот ели подыграть нам и показать всю свою мощь в прыжке. Но всё-таки повезло!
Мы гонялись за одним китом, который оброс ракушками — за это мы прозвали его «бородавочником». Конечно, это не было настоящей погоней: мы всего лишь наблюдали за тем, как он нырял, а потом всплывал в различных местах. Но нам так хотелось, чтобы он прыгнул! Почти отчаявшись, мы стали просить горбача, чтобы он сделал то, чего мы от него ждём. И кит как будто пошёл нам навстречу!
Заметил «бородавочника» Сергей: кит находился метрах в пятнадцати от нас. Это было потрясающее зрелище! Представьте: многотонная громадина очень тихо выходит из воды, а потом, падая, образует невероятное количество шума и брызг. Эта картина так и стоит у меня перед глазами! Я до сих пор поражаюсь тому, как нам тогда повезло!
Кит вынырнул и как будто спросил: «Ну, довольны?!» На несколько секунд мы словно онемели, а потом я стал фотографировать. Помню, Сергей пригрозил, что даст газу, если горбач ещё раз так близко выпрыгнет: в этом случае я бы попросту выпал из лодки в океан — вместе с камерой. И всё-таки нам удалось сделать несколько удивительных снимков!
Признаюсь, что порой мы проходили настолько близко с китом, что мне хотелось погладить его. А после осталось невероятное послевкусие: горбачи виделись мне настоящими добряками, огромными, но совершенно неопасными. А ведь когда-то люди чуть не уничтожили весь их вид! Какое счастье, что разум восторжествовал, и мы до сих пор можем любоваться этими поразительными млекопитающими!..